Нормами Гражданского кодекса РФ у нас установлена презумпция вины того, кто причинил вред. Для медицинской организации это означает, что пациент не должен доказывать, что врач причинил ему вред, а вот врач должен доказать, что он не причинял вреда пациенту. Этот момент принципиально важен. Следует отметить, что в юридической практике данные споры являются одними из наиболее сложных по причине, с одной стороны, сложности терминологии и особенностей медицинской сферы, а с другой ─ специфики делопроизводства, сторонами которого выступают врачебное сообщество и пациент.
Какие бывают медицинские споры:
• умышленное причинение вреда ─ оказание помощи ненадлежащим образом либо предоставление недостоверной информации или ее сокрытие
• причинение морального ущерба бывает умышленное и неумышленное. Подразумеваются нравственные и физические страдания пациента из-за неправильных действий врача
• оказание услуг ненадлежащего качества
• врач несет полную ответственность за свои действия
• вымогание денежных средств за помощь, которая должна быть бесплатной. Из-за незнания своих законных прав, пациенты очень часто попадают в подобные ситуации. Медицинский персонал не только продвигает дополнительные услуги, но и пропагандирует их оплату
• несоблюдение условий договора. Часто без надобности на практике меняются не только схемы лечения, но и суммы выплат по контракту, причем в большую сторону
• злоупотребление положением. Медицинский персонал, пользуясь беспомощностью и некомпетентностью пациентов, производит различные манипуляции и давит на решение
• нарушение условий и режима лечения чаще всего происходит с целью экономии времени. Врачи не вникают в проблемы пациентов, быстрее положенного закрывают листы нетрудоспособности и т.п.
• скрытие информации от больного. Чаще всего скрывается диагноз, а также не сообщаются последствия лечения и все возможные риск
• нарушение врачебной тайны. Огласку получает не только факт обращения гражданина за помощью, диагноз, но и сведения, выясненные в результате обследования
• нарушение ведения документации. Документы оформляются с дефектами, записанная информация не соответствует действительности.
По времени возникновения и разрешения медицинские конфликты можно условно разделить на несколько стадий:
1. возникновение конфликта. Чаще всего на этой стадии участие штатного юриста медучреждения минимально. Ситуация в целом не требует его контроля, однако, если ее не устранить, не завершить таким образом, чтобы это было понятно пациенту (например, пообещать разобраться с грубостью администратора и впоследствии довести до сведения пациента, что администратору сделано письменное замечание или объявлен выговор), конфликт может продолжиться в более серьезном формате.
Руководителям медицинских организаций (или их структурных подразделений) в конкретном вопросе поможет работа с пациентом в рамках бесконфликтных техник общения.
Такие техники помогут нивелировать недовольство и агрессию на начальной стадии, а также выяснить конкретику и истинный интерес пациента.
2. рассмотрение претензии. После подачи письменной претензии в адрес медицинской организации спор (конфликт, недовольство) переходит в официальную юридическую плоскость. Во-первых, начинает исчисляться срок на направление ответа. Во-вторых, у медучреждения возникает обязанность провести врачебную комиссию в рамках организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и составить соответствующий акт, с которым также может ознакомиться пациент.
В подавляющем большинстве случаев рассмотрение претензии, на которое отведено 10 дней, проходит кулуарно в кабинетах медучреждения, без привлечения пациента, а его итогом становится юридически выверенный письменный ответ со ссылками на нормы законов, порядков, стандартов и клинических рекомендаций (в меньшей степени), а чаще следует формальный отказ в удовлетворении претензии.
В этом случае медицинский конфликт, по сути, никак не решается, и стороны понимают, что вскоре последует суд. Любопытно, что многие медработники после получения письменной претензии не хотят общаться с пациентом и выяснять суть жалобы.
Чтобы решить конфликт на данной стадии, необходимо обладать не только профессиональными медицинскими компетенциями, но и навыками бесконфликтного общения с пациентом. Зачастую уже на этой стадии к разрешению ситуации привлекают профессионального медиатора (особенно при наличии вины медучреждения либо других нарушений) либо штатного специалиста клиники, имеющего компетенции медиатора.
3. судебная стадия. Рассмотрение любого медицинского спора в суде ─ самая сложная, формализованная и, как правило, длительная и затратная процедура. Чаще всего ни пациенты, ни медучреждения не задумываются, во сколько им обойдется конкретный иск, полагая исчерпывающими расходы на адвоката (судебного юриста) и проведение судебной медицинской экспертизы. Однако, в реальности расходы могут возрасти на порядок за счет сопутствующих судебных дел (оспаривание штрафов и результатов проверки по жалобам пациентов), неустойки и штрафов в рамках Закона о защите прав потребителей, репутационных потерь клиники (или конкретного врача).
При этом не всегда медицинский конфликт можно (и нужно) решать в рамках примирительных процедур, минуя судебную стадию рассмотрения дела. Особенно это касается сложных случаев, требующих высокой квалификации медицинских экспертов, либо если создается прецедент.
Процедура медиации как альтернативный способ урегулирования медицинских споров в РФ ─ инструмент довольно новый, но именно он в настоящее время «набирает силу». При этом цена промедления в медицинских исках иногда сродни вопросу жизни и смерти, да и врачи не горят желанием проводить годы жизни в судах.
Обратиться за процедурой медицинской медиации можно как на стадии поступления первичной претензии пациента, так и уже во время нахождения иска на рассмотрении суда.
Запросов на проведение процедуры медиации в рамках исполнительного производства по медицинским делам нет.
Таким образом, полагаю, что обращаться к профессиональному медиатору для помощи в разрешении медицинского конфликта целесообразно, только если:
• обе стороны нацелены на конструктивный диалог
• одна сторона готова обсуждать условия соглашения, а другая сомневается
• основная цель – нахождение грамотного юридического выхода из конфликта – заключение медиативного соглашения, исключающего все варианты судебного развития ситуации в дальнейшем
• преследуется побочная цель сохранить лояльность пациента к клинике, обратить внимание суда на недобросовестное поведение одной из сторон конфликта.
Безусловно, любой профессиональный медиатор, получивший соответствующие компетенции в рамках повышения квалификации и переподготовки, может организовать проведение процедуры медиации любого направления. Однако медицинская медиация имеет особенности – касающиеся, в частности, сохранения врачебной тайны, объема сведений, который необходимо (и достаточно) указать в соглашении, а также определения того, какие моменты из практики медицинских конфликтов стоит включать в текст соглашения (например, если есть острые вопросы сохранения репутации медучреждения).
В заключение отметим три основных способа разрешения медицинских конфликтов:
1. разрешение текущих споров в рамках формирования в медицинской организации бесконфликтной среды общения с пациентами
2. грамотная работа на стадии разрешения письменной претензии в рамках проведения досудебных и внесудебных процедур, включая медиации
3. судебное рассмотрение медицинского дела.
Отдать предпочтение стоит альтернативным способам урегулирования спора, однако при всех их преимуществах иногда не стоит пренебрегать кардинальным путем разрешения конфликта в виде получения важного как для медицинской организации, так и для пациента судебного решения.
Исполнитель направил акты на работы, когда срок контракта уже истек. Заказчик их не подписал, результат не оплатил. Суд деньги взыскал — заказчик не сообщил подрядчику, что нет оснований выполнять работы, после того, как срок контракта истек.
Читать далееВ комитете Госдумы по государственному строительству и законодательству не поддержали предложение о конфискации собственности уехавших из России граждан. Об этом сообщает РИА со ссылкой на слова главы комитета Павла Крашенинникова.
Читать далее