Услуги

Позвоните нам

+7 (910) 797-16-16

Контакты

Медицинский спор

Нормами Гражданского кодекса РФ у нас установлена презумпция вины того, кто причинил вред. Для медицинской организации это означает, что пациент не должен доказывать, что врач причинил ему вред, а вот врач должен доказать, что он не причинял вреда пациенту. Этот момент принципиально важен. Следует отметить, что в юридической практике данные споры являются одними из наиболее сложных по причине, с одной стороны, сложности терминологии и особенностей медицинской сферы, а с другой ─ специфики делопроизводства, сторонами которого выступают врачебное сообщество и пациент.
Какие бывают медицинские споры:
•    умышленное причинение вреда ─ оказание помощи ненадлежащим образом либо предоставление недостоверной информации или ее сокрытие
•    причинение морального ущерба бывает умышленное и неумышленное. Подразумеваются нравственные и физические страдания пациента из-за неправильных действий врача
•    оказание услуг ненадлежащего качества
•    врач несет полную ответственность за свои действия
•    вымогание денежных средств за помощь, которая должна быть бесплатной. Из-за незнания своих законных прав, пациенты очень часто попадают в подобные ситуации. Медицинский персонал не только продвигает дополнительные услуги, но и пропагандирует их оплату
•    несоблюдение условий договора. Часто без надобности на практике меняются не только схемы лечения, но и суммы выплат по контракту, причем в большую сторону
•    злоупотребление положением. Медицинский персонал, пользуясь беспомощностью и некомпетентностью пациентов, производит различные манипуляции и давит на решение
•    нарушение условий и режима лечения чаще всего происходит с целью экономии времени. Врачи не вникают в проблемы пациентов, быстрее положенного закрывают листы нетрудоспособности и т.п.
•    скрытие информации от больного. Чаще всего скрывается диагноз, а также не сообщаются последствия лечения и все возможные риск
•    нарушение врачебной тайны. Огласку получает не только факт обращения гражданина за помощью, диагноз, но и сведения, выясненные в результате обследования
•    нарушение ведения документации. Документы оформляются с дефектами, записанная информация не соответствует действительности.

По времени возникновения и разрешения медицинские конфликты можно условно разделить на несколько стадий:
1.    возникновение конфликта. Чаще всего на этой стадии участие штатного юриста медучреждения минимально. Ситуация в целом не требует его контроля, однако, если ее не устранить, не завершить таким образом, чтобы это было понятно пациенту (например, пообещать разобраться с грубостью администратора и впоследствии довести до сведения пациента, что администратору сделано письменное замечание или объявлен выговор), конфликт может продолжиться в более серьезном формате.
Руководителям медицинских организаций (или их структурных подразделений) в конкретном вопросе поможет работа с пациентом в рамках бесконфликтных техник общения.
Такие техники помогут нивелировать недовольство и агрессию на начальной стадии, а также выяснить конкретику и истинный интерес пациента.
2.    рассмотрение претензии. После подачи письменной претензии в адрес медицинской организации спор (конфликт, недовольство) переходит в официальную юридическую плоскость. Во-первых, начинает исчисляться срок на направление ответа. Во-вторых, у медучреждения возникает обязанность провести врачебную комиссию в рамках организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и составить соответствующий акт, с которым также может ознакомиться пациент.
В подавляющем большинстве случаев рассмотрение претензии, на которое отведено 10 дней, проходит кулуарно в кабинетах медучреждения, без привлечения пациента, а его итогом становится юридически выверенный письменный ответ со ссылками на нормы законов, порядков, стандартов и клинических рекомендаций (в меньшей степени), а чаще следует формальный отказ в удовлетворении претензии.
В этом случае медицинский конфликт, по сути, никак не решается, и стороны понимают, что вскоре последует суд. Любопытно, что многие медработники после получения письменной претензии не хотят общаться с пациентом и выяснять суть жалобы.
Чтобы решить конфликт на данной стадии, необходимо обладать не только профессиональными медицинскими компетенциями, но и навыками бесконфликтного общения с пациентом. Зачастую уже на этой стадии к разрешению ситуации привлекают профессионального медиатора (особенно при наличии вины медучреждения либо других нарушений) либо штатного специалиста клиники, имеющего компетенции медиатора.
3.    судебная стадия. Рассмотрение любого медицинского спора в суде ─ самая сложная, формализованная и, как правило, длительная и затратная процедура. Чаще всего ни пациенты, ни медучреждения не задумываются, во сколько им обойдется конкретный иск, полагая исчерпывающими расходы на адвоката (судебного юриста) и проведение судебной медицинской экспертизы. Однако, в реальности расходы могут возрасти на порядок за счет сопутствующих судебных дел (оспаривание штрафов и результатов проверки по жалобам пациентов), неустойки и штрафов в рамках Закона о защите прав потребителей, репутационных потерь клиники (или конкретного врача).
При этом не всегда медицинский конфликт можно (и нужно) решать в рамках примирительных процедур, минуя судебную стадию рассмотрения дела. Особенно это касается сложных случаев, требующих высокой квалификации медицинских экспертов, либо если создается прецедент.
Процедура медиации как альтернативный способ урегулирования медицинских споров в РФ ─ инструмент довольно новый, но именно он в настоящее время «набирает силу». При этом цена промедления в медицинских исках иногда сродни вопросу жизни и смерти, да и врачи не горят желанием проводить годы жизни в судах.
Обратиться за процедурой медицинской медиации можно как на стадии поступления первичной претензии пациента, так и уже во время нахождения иска на рассмотрении суда.
Запросов на проведение процедуры медиации в рамках исполнительного производства по медицинским делам нет.
Таким образом, полагаю, что обращаться к профессиональному медиатору для помощи в разрешении медицинского конфликта целесообразно, только если:
•    обе стороны нацелены на конструктивный диалог
•    одна сторона готова обсуждать условия соглашения, а другая сомневается
•    основная цель – нахождение грамотного юридического выхода из конфликта – заключение медиативного соглашения, исключающего все варианты судебного развития ситуации в дальнейшем
•    преследуется побочная цель сохранить лояльность пациента к клинике, обратить внимание суда на недобросовестное поведение одной из сторон конфликта.
Безусловно, любой профессиональный медиатор, получивший соответствующие компетенции в рамках повышения квалификации и переподготовки, может организовать проведение процедуры медиации любого направления. Однако медицинская медиация имеет особенности – касающиеся, в частности, сохранения врачебной тайны, объема сведений, который необходимо (и достаточно) указать в соглашении, а также определения того, какие моменты из практики медицинских конфликтов стоит включать в текст соглашения (например, если есть острые вопросы сохранения репутации медучреждения).
В заключение отметим три основных способа разрешения медицинских конфликтов:
1.    разрешение текущих споров в рамках формирования в медицинской организации бесконфликтной среды общения с пациентами
2.    грамотная работа на стадии разрешения письменной претензии в рамках проведения досудебных и внесудебных процедур, включая медиации
3.    судебное рассмотрение медицинского дела.
Отдать предпочтение стоит альтернативным способам урегулирования спора, однако при всех их преимуществах иногда не стоит пренебрегать кардинальным путем разрешения конфликта в виде получения важного как для медицинской организации, так и для пациента судебного решения.

Заказать звонок

Лента новостей

08.02.2023
Суд обязал заказчика оплатить работы, которые сдали, когда срок договора уже истек

Исполнитель направил акты на работы, когда срок контракта уже истек. Заказчик их не подписал, результат не оплатил. Суд деньги взыскал — заказчик не сообщил подрядчику, что нет оснований выполнять работы, после того, как срок контракта истек.

Читать далее
22.08.2022
В Госдуме не поддержали конфискацию имущества уехавших из РФ.

В комитете Госдумы по государственному строительству и законодательству не поддержали предложение о конфискации собственности уехавших из России граждан. Об этом сообщает РИА со ссылкой на слова главы комитета Павла Крашенинникова.

Читать далее



×
Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в ближайшее время!
 
icon