Страховая деятельность – это деятельность, связанная с гражданско-правовыми отношениями по защите и обеспечению имущественных интересов как физических, так и юридических лиц в случае возникновения определенных событий (страховых случаев), результатом которых является причинение страхователю значительного материального ущерба. Денежная компенсация уплачивается страховщиком (как правило – страховой компанией) из фонда, формируемого за счет страховых премий – взносов страхователей.
Под страховым спором понимается конфликт, возникающий между страхователем и страховой компанией, а также процесс его урегулирования. Независимо от вида страхования (добровольного или обязательного) предметом страхового спора является ненадлежащее исполнение обязательств стороной по договору страхования, или же – прямое несоблюдение его условий. Как показывает практика, чаще всего страховой спор возникает по вине страховой компании (страховщика), которая:
• отказывает в выплате страхового возмещения
• существенно занижает сумму причитающихся страховых
• задерживает выплаты страхователю на неопределенный срок.
Таким образом, страхователь, столкнувшись с одной из названных проблем, когда страховая компания не выплачивает причитающуюся ему по договору страхования денежную компенсацию (страховое возмещение), часто вынужден обращаться за профессиональной помощью для защиты своих имущественных интересов в процессе урегулирования спора.
Для защиты нарушенных прав в споре со страховой компанией существует несколько возможных способов урегулирования спора:
1. обращение в полицию. Следует отметить, что данный способ не всегда эффективен, поскольку действующее законодательство относит страховые споры к категории гражданских правоотношений и перевести их в плоскость уголовных крайне затруднительно, а потому, в большинстве случаев, при подаче заявления о возбуждении уголовного дела в отношении страховой компании высока вероятность получения отказа
2. претензионный (досудебный) порядок заключается в составлении письменной претензии в адрес страховой компании, в которой должно быть указано:
• наименование страховщика
• наименование и адрес страхователя (потерпевшего)
• номер страхового договора и дата его заключения, оригинал или заверенная копия страхового полиса
• в чем именно заключается нарушение права страхователя
• основные требования с подтверждением их законодательной обоснованности
• срок удовлетворения требований
Как правило, претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается официальному представителю страховой компании, второй – с подписью представителя о принятии претензии – остается у страхователя.
3. Обращение в суд/арбитражный суд с иском к страховой компании. Данный способ является наиболее действенным и позволяет, в случае успешного исхода дела, не только разрешить возникший спор, но и взыскать со страховой компании причиненные страхователю убытки.
Для успешного разрешения в судебном порядке спора со страховой компанией необходимо грамотно начать процесс.
Во-первых, важно понять в какую систему судов обращаться: судов общей юрисдикции или арбитражных. По общему правилу, если потерпевший (страхователь) является обычным гражданином, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, то ему следует обращаться в соответствующий суд общей, заявление же страхователя-юридического лица или индивидуального предпринимателя должно предъявляться в арбитражный суд. Однако вне зависимости от статуса лица должна учитываться также природа самих правоотношений: связаны ли они с осуществлением хозяйственной деятельности сторон, в таком случае – исковое заявление подается в арбитражный суд, или же к предпринимательской деятельности отношения не имеют, тогда, соответственно, иск должен быть подан в суд общей юрисдикции.
Во-вторых, нужно определить конкретный суд/арбитражный суд, в который следует подавать исковое заявление. Для этого необходимо определить цену иска: если она превышает пятьдесят тысяч рублей – дело подсудно районному суду, если же цена иска ниже указанной суммы – подавать исковое заявление следует мировому судье.
Если дело подведомственно арбитражному суду, то по первой инстанции страховой спор будет разрешать арбитражный суд субъекта РФ, куда и следует подавать исковое заявление. По общему правилу, иск подается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Иск к организации (в данном случае – к страховой компании) подается в суд по месту ее нахождения. Принимая во внимание, что деятельность страховых компаний часто осуществляется через их филиалы, следует добавить, что у истца есть также возможность подать иск по месту нахождения филиала организации.
В-третьих, особое внимание следует уделить содержанию искового заявления, которое должно включать:
• наименование суда/арбитражного суда, в который исковое заявление подается
• реквизиты сторон
• в чем именно заключается нарушенное право истца
• требования к ответчику, подтвержденные обстоятельствами, на которых они основываются и доказательства этих обстоятельств, ссылки на конкретные нормы права (в арбитражном судопроизводстве)
• цену иска
• сведения о том, что истцом был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, в случае если он обязательный
• перечень документов, прилагаемых к заявлению (договор страхования; акт о приеме документов, подтверждающий обращение к страховщику за страховой выплатой; отказ страховщика в выплате страхового возмещения; результаты проведенных экспертиз; квитанции; чеки и другие документы, подтверждающие требования истца).
Исковое заявление в суд/арбитражный суд подается в письменной форме с подписью истца или его полномочного представителя.
Исполнитель направил акты на работы, когда срок контракта уже истек. Заказчик их не подписал, результат не оплатил. Суд деньги взыскал — заказчик не сообщил подрядчику, что нет оснований выполнять работы, после того, как срок контракта истек.
Читать далееВ комитете Госдумы по государственному строительству и законодательству не поддержали предложение о конфискации собственности уехавших из России граждан. Об этом сообщает РИА со ссылкой на слова главы комитета Павла Крашенинникова.
Читать далее